Что делать, если вы обнаружили, что ребенок повёл себя нечестно - взял чужое, украл? Наверное, в детстве это происходит почти у каждого малыша. Объясняется это тем, что малыши до трех лет вообще плохо различают «свое» и «чужое», поэтому вполне могут вернуться из гостей или игровой комнаты с чужой игрушкой, которая показалась такой привлекательной.
Прежде всего, если речь идёт до 3-х летнего возраста, то не давайте волю эмоциям и разберитесь. Конечно, если это дорогая вещь, то ее непременно следует вернуть хозяину, если же речь идет о копеечной машинке или куколке, предложите ребёнку осуществить обмен, как вариант, пусть подарит другому ребенку что-нибудь из своих игрушек.
Но с четырех лет малыш уже осознаёт, что берёт чужое, что не принадлежит ему. Что делать в данном случае? Прежде всего, нужно спокойно (хоть это не всегда легко) поговорить с ним, чтобы выявить причины проступка и самое главное - то, как сам малыш оценивает свое поведение. При этом не следует сравнивать его в негативе с товарищами или внушать, что "в вашей семье такого никогда не было". И, уж конечно, ни в коем случае нельзя говорить ему, что он "начинающий воришка", нельзя оскорблять ребенка, рисуя картины его неприглядной будущей жизни.
Самое главное – не давайте волю эмоциям и разберитесь в ситуации.
Если пропали деньги…
Вы обнаружили, что пропали деньги из кошелька или из того места, где вы их храните… Сначала надо точно убедиться, что взял их именно малыш. Если вы обвините его без причины, ребёнок поймет, что ему не доверяют. Кроме того, иногда, может принять это за хорошую идею! Поэтому ведите подсчеты тщательно.
Предположим, вы убедились, что деньги действительно исчезают по вине ребенка. Безусловно, нужно разобраться, зачем они понадобились малышу. Возможно, более взрослые "друзья" во дворе требуют деньги у детворы. В таком случае лучше всего действовать сообща с соседями-родителями и остановить такое поведение подростков.
То, что ваш кроха не попросил у вас деньги, а незаметно попытался их взять, говорит о том, что малыш не доверяет взрослым, боится поделиться своими проблемами. Видимо, вам стоит внимательно относиться к воспитанию малыша, чтобы заслужить у него авторитет и доверие.
Иногда бывает, что ребенку хочется что-то купить и у него просто нет денег на какие-то свои детские нужды – сладости, газировку, мелкие игрушки. Не допускайте, чтобы у вашего малыша накапливались нереализованные желания, особенно если у других детей это есть. Если малышу уже более 5 лет, найдите возможность дать хоть чуть-чуть денег "на баловство". Хорошее решение – подобрать вместе с малышом копилку (лучше такую, которую можно открыть). В копилочку взрослые будут кидать монетки. Скажем, раз в месяц ребёнок можно опустошать копилку, принимая решение (совместное с родителями) о следующей покупке.
Если выяснить, зачем ребенок взял деньги, не удалось, тогда уж не скрывайте своих эмоций. В его присутствии поговорите о том, что очень огорчены пропажей, объясните, на что предполагалось потратить эти средства (но при этом не обвиняйте его!). Можете дать ему путь для отступления, сказав что-то вроде: "Может быть, я плохо посмотрела, завтра нужно поискать в сумке еще раз". Вероятно, если деньги еще не потрачены ребёнком, вы их действительно "найдете".
Как бы там ни было, лучше не провоцировать ребенка и прятать деньги в недоступном для него месте.
Обратите внимание на ваши семейные принципы, которые так или иначе касаются темы денег. И если малыш, хотя бы раз взял без спроса чужое, возьмите на вооружение следующие советы:
Не допускайте при ребенке обсуждений и одобрений по поводу того, что кому-то удалось прокрутить какую-нибудь аферу или унести с работы что-либо ценное, дорогое. Своими разговорами ("Все вокруг и так воруют!") вы даете малышу понять, что в принципе это не плохо и общепринято.
Не обсуждать при малыше постоянную нехватку в семье денежных средств. Такие разговоры всегда настораживают малыша и вселяют в его маленькую голову тревогу. Дети могут даже начать воровать, чтобы отложить деньги "на черный день".
Но совсем не значит, что с ребенком нельзя обсуждать "денежные" темы. Полезно показать малышу разные монеты и купюры, объяснить между ними разницу. В магазине пусть ребенок узнает такие понятия, как «покупка», «цена», что продукты можно есть тогда, когда они уже куплены в кассе. Разрешите ему принимать решение об одной покупке для себя, символически платить за продукты денежку, передавая деньги продавщице. Малышей постарше привлекайте к разговорам о планировании семейных затрат.
Кроме того, стоит обратить внимание на воспитание нравственных ориентиров. Малышу необходимо объяснить разницу между понятиями "моё", "наше", "общее" и "чужое". Ребенок должен научиться сопереживанию, сочувствию, умению поставить себя на место другого.
"Новая" игрушка
Распространенная ситуация: ребенок принес домой игрушку. Выясняется, что он взял ее без спроса. Узнать о "краже" от посторонних (мамы пострадавшего или воспитателя детского сада) неприятно вдвойне, но все же не устраивайте разбирательств в присутствии самого виновника. Вежливо, но твердо скажите, что во всем разберетесь, и, разумеется, доведите дело до конца.
Возможно, сама воспитательница разъясняла детям, что все игрушки здесь общие. Почему же тогда малыш не может унести понравившееся домой? Если все обстояло именно так, убедите малыша вернуть вещь в группу. Если пропажу заметили все, попросите воспитателей не делать акцент на том, что именно ваш ребенок уносил вещь домой. Иначе на него могут повесить ярлык "воришки", и именно он станет первым подозреваемым, если пропадет что-то еще. Тем не менее, даже такой случай – "звоночек" для родителей. Попытайтесь все же понять, почему ваш ребенок унес именно эту игрушку? Возможно, ему давно хочется иметь такую же? У всех детей есть, а у него – пока нет? Тогда стоит найти возможность приобрести ему желаемое.
Если же принесенная вашим малышом вещь принадлежала другому ребенку, дело обстоит более серьезно. Важно понять, испытывает ли ваш малыш чувство вины и раскаяния.
Если да (и он сам поведал вам о проступке), то вместе подумайте, как можно исправить эту ошибку. Если нет, то, возможно, самое время объяснить ему правило "не делай другим того, чего не желаешь себе". Пусть малыш представит, как расстроен хозяин игрушки, как его, вероятно, ругают родители. Как же поступить? Конечно, вернуть унесенное владельцу. При этом не допускайте никаких показательных "сцен", не позволяйте требовать от своего ребенка публичных извинений. Возможно, это и послужило бы хорошим уроком остальным детям, но для вашего малыша – это настоящая психологическая травма. Пусть он просто отдаст вещь владельцу и извинится.
В вопросах детского воровства недопустимы "двойные стандарты"!
Если вы выяснили, что ваш малыш действительно виноват, не стоит "покрывать" его перед окружающими людьми. Иначе это послужит ребенку прекрасным доказательством того, что ложь – удобное средство избежать ответственности. В то же время подобные ситуации могут стать очень хорошим уроком для развития нравственных представлений у ребенка.
Как? Опять?
Отдельно стоит сказать о такой причине детского воровства, как способ привлечь внимание. Украсть деньги у родителей – порой единственное, что может сделать маленький ребенок, чтобы напомнить им о себе и своих потребностях. Это случается, если взрослые очень заняты как раз зарабатыванием денег и уделяют ребенку не слишком много времени. Именно поэтому дети воруют даже в обеспеченных семьях.
Если же ребенок постоянно присваивает себе чужие игрушки в детском саду или во дворе, приглядитесь к его взаимоотношениям с товарищами. Возможно, малыш усвоил легкий способ оказаться в центре внимания.
Любые повторяющиеся случаи пропажи денег или вещей с участием вашего ребенка сигнализируют о сложностях в его развитии – у малыша занижена самооценка, он не умеет строить отношения в коллективе, у него еще недостаточно сформированы моральные принципы. Найти причины проблемы и выработать оптимальный способы их решения бывает достаточно сложно, но сделать это нужно, пусть с помощью психолога.
< Предыдущая | Следующая > |
---|