Люди являются творческими гениями с самого рождения. Человеку свойственно и необходимо умение творить, создавать, чтобы чувствовать полноту жизни, ощущать свое влияние на процессы. Креативная личность ярче ощущает жизнь и чувствует себя внутренне богаче, являясь самодостаточным. Что таке креативность? Креативность – (англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий) – творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем (Википедия). Если не развивать и не поддерживать креативность с самого раннего детства, к 8-10 годам творческие способности потихоньку увядают. Каждое слеующее поколение является умнее предыдущего, этому способствует более богатая среда и лучшие условия для обучения. Но, к сожалению, в последние двадцать лет наблюдается стойкая тенденция снижения креативности у детей. Почему так происходит? Ниже приведены наиболее значимые причины, способствующие снижению и исчезновению творческого начала в ребенке:
- Систематическое поощрение наградами – наклейками, призами. Казалось бы, этот фактор должен стимулировать ребенка к выполнению задачи. Так и есть, но ребенок начинает прикладывать усилий ровно столько, сколько требуется, чтобы получить приз, и не идет дальше в своем изучении предмета или окружающего мира. Со временем все эти призы и наклейки не несут ожидаемой ценности, уничтожают удовольствие, получаемое от творческой деятельности. Чрезмерное увлечение награжениями не мотивирует ребенка на выполнение задания и в итоге – получения удовольствия от сделанного, а ставит перед ребенком цель – заслужить очередную наклейку.
- Контроль и наставничество. Очень часто родители контролируют там, где ребенок уже сам способен брать на себя ответственность за свои действия или бездействие. Постоянно находясь рядом с ребенком, комментируя, подсказывая, советуя, особенно в незначительных мелочах, взрослый убивает в ребенке желание творить, созидать, делать так, как он видит и желает сделать. В итоге ребенок просто перестает творить, фантазировать, ожидая, что все равно будет не так, а как укажет и подскажет взрослый. Пропадает желание рисковать, появляется боязнь сделать ошибку, а без риска и ошибок процесс познания теряет глубину и остроту ощущений. Дети лишаются целого спектра эмоций, которые наполняют нашу жизнь. Частыми спутниками детей, начиная уже с 3-5 классов становятся апатия и безразличие.
- На снижение креативности в ребенке влияет ограничение в выборе. В частности, убеждение, что существует единственно верный ответ, вариант, решение и т.д. Стержнем нестандартного мышления является именно возможность нахождения иного ответа, иного варианта. Сюда же можно отнести тот момент, что современные игрушки практически не оставляют простора для фантазии, даже всевозможные конструкторы продаются с уже готовыми инструкциями, и не каждый ребенок будет делать из него что-то свое, уникальное. Креативные же дети всегда предлагают альтернативу стандартному.
- Современные родители не оставляют ребенку практически ни одного часа на «ничегонеделание», скуку. График современного ребенка настолько плотный от посещения всевозможных кружков и тренировок, что не остается времени просто ничего не делать, помолчать, подумать, помечтать, в конце-концов! А ведь именно в состоянии покоя появляется возможность систематизировать, анализировать, упорядочивать информацию и знания, фантазировать. Различные идеи, решения задач и ответы на вопросы приходят к нам именно после запуска всех этих процессов. Поэтому очень важно при планировании недельного графика выделять время на «скуку» и «ничегонеделание».
Креативность, творчество, созидание проявляются там, где есть радость и удовольствие от процесса. Где существует мотивация и здоровый интерес к познанию и экспериментам. Когда ребенок не боится сделать ошибку и не стремится к совершенству, получая от процесса удовольствия не меньше, чем от результата. Наличие креативного мышления расширяет возможности, создает больше пространства для творчества, жизнь и явления воспринимаются человеком с бОльшим интересом, что, в свою очередь влияет на качество жизни на общее моральное и психологическое состояние человека. Так давайте, несмотря на бешенный темп нашей жизни и высокие требования к ней, все же стараться создавать нашим детям все необходимые условия и возможности для сохранения и развития креативности, давать им право на ошибки, право выбора, предоставлять больше самостоятельности и свободы в выражении своих идей!
< Предыдущая | Следующая > |
---|