От 2 до 3: Монтессори, Baby-fitness, Мир сказок, ИЗО, Лепка. | |
От 3 до 5: Умка, Ритмика, Английский, ИЗО, Лепка. | |
От 5 до 6: Подготовка к школе, Танцы, Английский, ИЗО, Лепка |
Методика Никитиных
Методики раннего развития детей. Раннее развитие ребёнка по методике Никитиных.
В списке самых известных авторов методик раннего развития детей – важнейшее место занимают Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины, классики отечественной педагогики и авторы ряда развивающих игр для детей. Именно они на примере своей семьи еще в советское время показали, что ломая устаревшие стереотипы в воспитании, можно помочь ребенку стать самостоятельной, гармонично развитой личностью.
Б.П. Никитин был рожден в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В начале Великой Отечественной войны он окончил Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, после чего служил в авиации. В 1949 г. Борис Павлович ушел в отставку и начал педагогическую работу в Министерстве трудовых резервов. Со временем он работал в Институте теории и истории педагогики, Институте трудового обучения и профориентации. В 1958 г. Совместно с коллегами педагогами организовал группу, чтобы повторить опыт Макаренко. В этом же году встретил Елену Алексеевну, свою будущею жену. Сама Елена Никитина родилась 1930 году в Московской области, в семье учительницы и военного инженера. В 1954 году она окончила Московский областной педагогический институт. После чего практически всю жизнь работала учительницей.
О методике раннего развития детей Никитиных начали говорить в конце 50-х годов XX века. Общественность была мягко говоря удивлена тем, каким способом молодые супруги воспитывают своих сыновей и дочек. Все были в недоумение от того, как никитинские дети, которые бегали босиком по снегу и выполняли разнообразные гимнастические упражнения, в то же время поражали всех своим интеллектом и здоровьем. К четырем годам эти малыши уже умели читать и понимали азы математики, с увлечением играли в авторские развивающие игры для детей, а начав учиться в школе, значительно опережали в развитии своих сверстников.
Принципы методики раннего развития детей Никитиных.
Основной базис своей методики раннего развития детей Никитины изложили в известнейшей цитате: «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но... не опаздывайте и , помогая... думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития!»
По словам Никитиных очень часто в общении с детьми взрослые допускают две крайности. Первая – чрезмерная организованность. Иными словами постоянный уход и беспрерывные занятия, игры, упражнения. По сему времени предназначенного самостоятельному развитию у ребенка не остается. Вторая – недостаточное внимание. То есть, общение с ребенком сводится к исключительно самым необходимым вещам – накормить, напоить, спать уложить. Данный подход ведет к психологическому голоданию и задержке в эмоциональном и психическом развитии.
Близость к природе, старания, естественность, развивающие игры для детей – это составляющие методики Никитиных. Дети – сами себе хозяева, ответственные за свои поступки. Взрослые ни к чему не принуждают ребятишек, а лишь являются их помощниками в сложных жизненных ситуациях. Родители подталкивают детей, а не опережают их, вступая тем самым с ними в диалог. Главной задачей своей методики раннего развития детей Никитины видят в развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к взрослой жизни. Никитины выделили следующие основные принципы своей методики:
-
Легкая одежда и спортивная обстановка в доме спортивные тренажеры и снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства;
-
Свобода творчества детей в занятиях. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия с другими видами деятельности;
-
Родительское неравнодушие. Активное участие родителей в совместных играх, сопереживание за успех и неудачу, открытый диалог.
Все эти принципы методики раннего развития детей Никитиных направлены на то, что бы не мешать развитию, а помогать ему, причем не оказывать давление на ребенка, а наблюдать, соотносить и, ориентируясь на состояние и желание ребенка, создавать условия дальнейшего его развития.
Развивающие игры для детей от Б.П. Никитина.
Методики раннего развитие детей в первую очередь базируются на соответственных детских играх. По методике Никитиных они должны включать в себя совместную деятельность ребенка и родителя. Они имеют большой потенциал, так как их можно подстраивать под себя, под свой уровень развития, под свои интересы. Каждая «никитинская» детская игра предоставляет возможность подумать над тем, что к ней добавить, как ее улучшить; такая вариативность заданий заранее продумана, ведь она направляет ребенка к творческой работе. В основном эти игры имеют форму головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, иначе говоря, на развитие логического и творческого мышления. Каждая игра по методики Никитиных является набором задач, решение которых ребенок ищет с помощью кубиков (кубики Никитина), квадратов из картона, деталей из конструктора и т.д. Задачи, которые ставятся перед ребенком, имеют различную форму: в виде инструкции, чертежа, модели. Таким образом ребенок знакомиться с разными способами передачи информации. Задачи задаются по принципу от простого к сложному и имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому они интересны на протяжение многих лет. Приведем несколько примеров детских игр от Никитиных.
Развивающие игры для детей от Б.П. Никитина «Сложи узор»
В основу забавы положена творческая работа с 16 одинаковыми кубиками. Все грани каждого кубика имеют разный цвет (4 цвета). Это позволяет собирать из них одно, двух, трех и даже четырехцветные узоры в большом количестве вариантов. В этой игре дети выполняют три разных вида заданий:
-
По заданным узорам складывают такой же из кубиков
-
Решают обратную задачу – смотря на кубики, изобразить рисунок узора, который они создают.
-
Придумывают новые узоры из большого количества кубиков, то есть выполняют творческую работу.
-
Упражнения направлены на способность детей к анализу, на развитие мышления и интеллекта ребенка.
Развивающие игры для детей от Б.П. Никитина «Рамки и вкладыши».
Забава рассчитана на самых маленьких. Она состоит из 16 рамок с вкладышами, которые имею вид геометрических фигур, таких как круг, квадрат, треугольник и т.д. начинать игру необходимо с демонстрации вкладышей. Взять определенную фигуру и называя ее, показать ребенку. При этом рекомендуется выкладывать фигуры на однотонную поверхность. Показав несколько фигурок, можно дать их ребенку для самостоятельного изучения. Можно также предложить ему коробочку или баночку, в которую он бы смог положить фигуры, а затем достать обратно. Со временем ребенок ознакомится со всеми 16 фигурами комплекта. Начиная с небольшого количества фигур, можно привлекать малыша в возрасте еще до года. После того как ребенок подрастет, следует усложнять задания – обводить контуры фигур карандашом или ручкой, делать двойной контур, рисовать фигурки по заказу (три круга, два треугольника), создавать смысловые картинки (солнышко из круга, елочку из треугольников).
Методика раннего развития детей М. Монтессори
Развивающие игры для детей от Б.П. Никитина «Сложи квадрат».
Эта игра стала производной головоломки, которая заключалась в необходимости сложить квадрат из нескольких кусочков различной формы. Такая головоломка имела достаточно трудный характер, Никитин упростил ее, в результате получилась игра для детей от двух лет. Игра состоит из 12 разноцветных квадратов. Все они расположены на дощечке размером в альбомный лист и как бы вставлены в отверстия (своеобразные окошечки). Для ребят младшего возраста нужно оставить несколько самых простых квадрата. Например, целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников. Детали необходимо или разложить по цвету, или показать как из двух половинок получается квадрат. После чего ребенку предоставляется свобода действий. Эти упражнения помогают понимать соотношения целого и части, формировать логическое мышления, развивать интеллект ребенка.
< Предыдущая | Следующая > |
---|